Лама Сурья Дас
Четыре медитации.
Одна из самых коротких и самых эффективных медитаций – сделать короткий вдох и улыбнуться. Она занимает не больше пяти секунд, но можно повторять ее в течение минуты. Ее можно выполнять сидя или стоя, с открытыми глазами или с закрытыми. Это одна из моих самых любимых американских медитаций. Она короткая, легка, и вы можете выполнять ее где угодно.
Второе, традиционное тибетское упражнение, которое мне нравится, называется «созерцание неба». Вы просто ложитесь на траву и смотрите в небо. Все мы делали это в детстве. Тогда мы могли полностью отключаться, глядя на облака и находя там лица или фигуры, но нам не нужно этого делать во время медитации, потому что это больше будет напоминать грезы. Грезы и медитация – это совсем не одно и то же.
Третья легкая медитация - это последняя поза хатха-йоги, «поза трупа», или шавасана. Это естественная медитация, которая всем нам хорошо знакома. Вы ложитесь на плоскую поверхность, ноги слегка разведены, руки лежат вдоль тела, слегка отодвинуты, дыхание естественное. Поверьте, эта поза – великолепная естественная медитация. Вы можете выполнять ее одновременно с «созерцанием неба».
Если вы хотите следовать более строгому стилю буддийской йоги, сядьте прямо, скрестите ноги и «расслабьте дыхание, энергию, тело и ум», «вдыхая физические ощущения» и «входя в настоящий момент». Следите за вдохом и выдохом. Воспринимайте физические ощущения как связь с настоящим моментом. Пусть все происходит, как происходит, без ваших реакций. Это осознанность, а не бессознательное, лунатическое движение по жизни. Когда вы можете наблюдать за своим состоянием без реакций – это медитация.
Осознанность означает внимательность, бдительность, бодрость. Сознание становится похожим на чистое зеркало.
Легкость бытия.
Легкость бытия, то есть радость, начинается с подлинности, а это означает освободиться от того, что мы думает о себе, и оставить больше места в настоящем времени, чтобы узнать, кто мы действительно есть, - и позволить проявиться этой новой сущности.
За лишний багаж из прошлого мы должны платить так же, как платим за каждый лишний килограмм багажа в самолете. Жить в настоящем моменте – это основной принцип, и когда нам удается войти в момент,мы можем освободиться от груза прошлого.
В восточном мистицизме популярна идея «возвращения домой» - возвращение к тому, чем мы действительно являемся. Это означает найти что-то вне нас самих, возможно даже в следующей жизни, после того, как мы умрем здесь. Но очень важно понять радость пребывания прямо сейчас здесь, в этом мире. Бытие Здесь и Сейчас – это настоящий фонтан радости и душевной энергии!
Это осознание настоящего момента освобождает нас от нашей кармы. Оно, по сути, освобождает нас от кармической обусловленности, после чего мы можем освободиться от того, чем мы привыкли быть. Это тема моей новой книги «Откажитесь от человека, которым вы привыкли быть». Тем самым мы освобождаем место подлинности, тому, кто мы есть в настоящем. Фактически мы освобождаемся от «голосов из прошлого» и прошлой обусловленности.
Как же нам больше жить в Сейчас? В этом весь вопрос. Конечно, Сейчас – там, где мы есть. Но нам необходимо осознавать это, а для этого мы нуждаемся в практиках – таких, как медитация или физические упражнения. Мы нуждаемся в таком месте, где мы могли бы осознать время и пространство, в котором мы находимся «сейчас», при этом осознавая вечное, большое «Сейчас».
Мы должны соединить большое «Сейчас» с малым «сейчас» - но не с состоянием одурманенности телевизионными передачами и не с такими бездумными действиями, которые мы совершаем постоянно (например, паркуем машину, а потом не можем вспомнить, где же мы ее припарковали).
Мы должны установит здоровую и здравую связь с бесконечным «Сейчас» - как с настоящим моментом, так и со всем прошлым, настоящим и будущим. Я говорю о ясности и равновесии.
В этом месте мы свободны. Мы «от мира сего» и живем в нем. Мы не должны отрицать мир, не должны ничего отвергать,- но мы также не должны излишне предаваться ему. Мы становимся с ним Одним Целым. В этом и состоит буддийское учение о Срединном Пути.
В этом месте существует равновесие, свобода, легкость, радость. Дух есть радость, Дух есть свобода, Дух есть блаженство. Это не работа. Это отдых, который начинается каждый миг.
Радость есть качество прозрачности Света, а не только его яркости. Вместо того чтобы видеть вещи «здесь» или «там», мы начинаем видеть сквозь них. Достигнув этой стадии, мы начинаем видеть, что все – не только люди, но все существа, все части мироздания в каждый момент, каждая молекула Вселенной – состоит из этого Легкого Света.
Жизнь – это наслаждение. Жизнь – это радость.
Часто люди наибольшую тяжесть ощущают тогда, когда сосредотачиваются на необходимости что-то изменить, чтобы быть счастливыми. Здесь срабатывает то, чему нас никогда не учат в школе, удивительное тайное учение: когда изменяемся мы, изменяется все.
Просто нужно понимать, что когда мы боремся с действительностью, пытаясь ее изменить, все, что нам удается, - это поднять больше пыли. Но ситуация не была бы такой, если бы не предполагалось, что мы можем увидеть в ней Божественное. Если мы не видим в ней Божественного – или шутки, - мы вынуждены переживать эту ситуацию снова и снова, перевоплощаясь до тех пор, пока не достигнем этого.
Нам всегда хочется иметь другую супругу (супруга), изменить обстоятельства, сменить коллег: Но стоит нам измениться самим, и мир выглядит другим.
Кроме того, чем больше мы любим и принимаем себя, тем больше другие любят и принимают нас. Когда, например, мы принимаем свою «половину», самым волшебным образом полностью изменяются наши отношения.
Мы должны принимать это как великую духовную магию.
… Здесь вступают в игру духовные практики, так как они помогают нам окончательно отделить себя от своих обусловленных реакций. Начало новых духовных практик, правильное питание, физические упражнения и труд – вот что окончательно превратит нас в более счастливых людей и принесет чудесную легкость в нашу жизнь. Только так можно соединиться с Божественным в повседневной жизни.
Плохо то, что мы действительно сильно обусловлены старыми привычками, шаблонами поведения и кармой. Но при этом хорошо то, что эти привычки, шаблоны и карма – просто привычная колея, в которой мы находимся, и с помощью духовных практик и дисциплины мы можем перейти на новую более легкую колею. Итак, мы можем, приобретая новые привычки, изменить себя и таким образом избавиться от старой обусловленности. Изменение привычек, выполнение духовных практик и освобождение от старых шаблонов – все это приносит большую свободу и радость. Вы получаете свежую энергию и восстанавливаете свои силы. Это действительно похоже на вторую молодость!